На современном этапе развития экономики значительно возрастают требования к государственным служащим, занимающим государственные должности, так как эффективность проводимых в республике реформ во многом зависит от их профессионализма и компетентности.
Государственная служба предполагает не только эффективное осуществление служебной деятельности государственными служащими на основе специальных знаний и умений, но также наличие определенного набора деловых, личностных и нравственных качеств, без которых невозможно исполнять возложенные на государственных служащих функции и задачи.
Определение государственной службы как профессиональной деятельности требует установления качественных характеристик трудовых функций государственных служащих, которые они выполняют при занятии определенной государственной должности, а также установления соответствующих требований к их знаниям и квалификации.
Этим целям и служит квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих» (далее - Справочник).
Справочник является техническим нормативным правовым актом, регламентирующим наименования государственных должностей, должностные обязанности государственных служащих и предъявляемые к ним квалификационные требования.
В Справочник включены квалификационные характеристики государственных должностей с применением производных старший, ведущий и главный.
Справочник содержит квалификационные характеристики следующих государственных должностей:
руководителей (директоров, начальников) самостоятельных структурных подразделений государственных органов (департаментов, управлений, отделов, других самостоятельных подразделений);
руководителей (начальников, заведующих) структурных подразделений государственных органов, входящих в состав более крупных подразделений: отделов, секторов, других подразделений;
помощника руководителя государственного органа, советника, консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, специалиста I категории, специалиста II категории, специалиста, контролера-ревизора, государственного налогового инспектора, государственного инспектора.
В Справочник не включены квалификационные характеристики государственных должностей государственных служащих, правовой статус которых регулируется Конституцией Республики Беларусь и нормами специальных законодательных актов Республики Беларусь; государственных должностей государственных служащих, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь, избираются либо утверждаются коллегиальным органом, а также заместителей руководителей структурных подразделений, должностные обязанности и квалификационные требования которых определяются на основе содержащихся в Справочнике соответствующих квалификационных характеристик руководителей этих подразделений.
Квалификационные характеристики устанавливаются по каждой государственной должности и состоят из четырех разделов:
сложность выполняемых функций;
должностные обязанности;
квалификационные требования;
должен знать.
Сложность выполняемых функций - это объективное свойство труда, которое отражает его внутреннее содержание и характер трудового процесса и определяется объемом знаний и умением работника, необходимыми для выполнения соответствующей работы.
Должностные обязанности. В этом разделе содержится перечень функций, которые могут быть полностью или частично поручены государственному служащему, занимающему соответствующую государственную должность. В Справочнике они изложены в общем, укрупненном виде.
Квалификационные требования. В разделе определены профессионально-квалификационные требования к уровню и профилю профессиональной подготовки государственных служащих, необходимые для выполнения его обязанностей, и требования к стажу работы.
Должен знать. В разделе содержатся основные требования, предъявляемые к государственному служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, организационно-распорядительных, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые государственный служащий должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Государственный служащий должен знать:
Конституцию Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», основные права, гарантии, обязанности, ответственность государственного служащего;
законодательство, регламентирующее и (или) регулирующее соответствующую сферу деятельности;
общую социально-экономическую политику и ситуацию в республике, концепцию развития региона, отрасли;
основы теории и практики управления, социально-психологические аспекты управления, особенности управленческого труда, действующую структуру государственных органов в республике, регионе;
основы идеологии белорусского государства;
современные технологии достижения поставленной цели, методы организации управленческого труда и обработки информации с использованием современных средств коммуникации и связи, компьютера;
научные и практические вопросы соответствующей области знаний, исходя из сферы деятельности структурного подразделения, а также в определенной мере - смежные с основной деятельностью;
отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем;
государственные языки Республики Беларусь.
Эти требования являются едиными для всех квалификационных характеристик государственных должностей и в них не повторяются.
Государственный служащий должен:
обладать:
организаторскими способностями (рационально использовать рабочее время, организовать труд подчиненных, четко ставить перед ними задачи, координировать, регулировать и контролировать их работу, рационально делегировать им права, полномочия и ответственность);
способностью обеспечить расстановку кадров с учетом их квалификационного потенциала и деловых качеств; своей манерой поведения и стилем руководства обеспечить нормальный социально-психологический климат в коллективе1;
чувством высокой ответственности за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей;
необходимыми морально-этическими качествами, эмоциональной устойчивостью, тактичностью и доброжелательным отношением при контактах с гражданами и решении их личных вопросов;
проявлять:
дисциплинированность и исполнительность;
инициативность и самостоятельность в работе, новаторство, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать на себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;
принципиальность и смелость, способность принимать оперативные решения при изменяющихся социально-экономических ситуациях, политических, производственных;
уметь:
лаконично, аргументированно, четко и в логичной последовательности излагать устно и письменно мысли;
вести деловую переписку.
Гомельским областным исполнительным комитетом принято решение о кадровом реестре Гомельского облисполкома, которым установлен перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Гомельского областного исполнительного комитета.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ