Беларусь помнит
Перепись населения-2019
Год малой родины
Рус
Бел

Адрес: 247673 г.Рогачев,

ул. Интернациональная, 7

Е-mail: priem@rogachev.gov.by

Факс: 8 02339 4 04 66
Телефон: 8 02339 4 12 10

Опрос
С какой целью вы заходите на сайт райисполкома?

Главная Социальная сфера Религия История православных церквей

История православных церквей

История Рогачёвской церкви Александра Невского

В 16 веке вместе со строительством замка по приказу королевы Боны была построена церковь Кузьмы и Демьяна. Со временем она обветшала и местные власти, во времена русификации решили построить новую церковь.

В 1886 г. панораму города Рогачева обогатил величественный силуэт православного собора Александра Невского, построенного в псевдовизантийском стиле. Монументальный пятикупальный храм имел почти центрическую объёмно - пространственную композицию. Во время войны храм был уничтожен.

Храм который, действует сейчас был основан в 1989 году.

Недавно в Рогачёвской церкви произошло чудо. После самой главной, после Божественной литургии, после причастия в храме еще служили акафист Александру Невскому. После всего о. Алексей попросил пономарей поменять оклад у иконы Александра Невского. Для иконы, центральной, основной, храмовой, она выглядела бедновато. Пономари начали разбирать иконочку, подняли стекло, которое лежало на этой иконочке. И вдруг на стекле увидели образ Александра Невского. Отца Алексея позвали посмотреть. Он считает, что произошло чудо.

Приход Святого Архангела Михаила, д.Тихиничи, Рогачёвского р-на

Село Тихиничи принадлежало наследникам гофмейстера Рейнгардта. Расположено при р. Добрице в 20 км. от Рогачёва. Местечко это учреждено после 1784г. Здесь находилось народное училище и волостное правление.

Каменный храм во имя Святого Архангела Михаила построен в 1864 г. Первым настоятелем прихода и законоучителем православного исповедания был священник Феодор Кондратьевич Чулкевич. С 1890г. настоятелем храма и   законоучителем   в   народном   училище   был   священник   Николай Шафрановский.

К сожалению, все архивные документы, которые касаются истории храма Г* пол. 20 ст., были утрачены во время Великой Отечественной войны. Известно лишь, что в 1931г. постановлением местных властей храм был закрыт и превращён в складское помещение, а во время войны в 1943г. храм был взорван немецкими захватчиками.

Новейшая история храма начинается с 1997г. Храм Святого Архангела Михаила был вновь воздвигнут практически на том же месте на средства уроженца с.Тихиничи, писателя Михаила Михайловича Рассолова, ныне проживающего в г.Москве.

В апреле 1997г. был заложен фундамент строящейся церкви и уже спустя семь месяцев, 21 ноября, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в новом храме была совершена первая Божественная Литургия, во главе правящего архиерея Владыки Аристарха, епископа Гомельского и Жлобинского.

А спустя год, 14 ноября 1998г., по завершении внутренних работ Владыка Аристарх в сослужении священнослужителей совершил чин освящения возведенного храма. Следует отметить, что во внутреннее убранство храма внесли свою лепту белорусские и российские художники, написавшие иконы для Свято-Михайловского храма.

Таким образом, после шестидесятилетнего периода по милости Божией и благодаря стараниям М.М.Рассолова, двери храма вновь распахнулись для прихожан вновь образованного Тихиничского прихода. Настоятелем храма с 1997 года является священник Николай Степанов.

История православной церкви Петра и Павла в д. Поболово

Первое упоминание о церкви относится к концу 19 в. Церковь была построена местным помещиком по фамилии Кутай, к его поместью относилась территория нынешнего с/Совета.

Территория, на которой располагалась церковь, была центром местечка, рядом была рыночная площадь и рынок. При церкви существовала церковно-приходская школа, которая была единственной в окрестности. Просуществовала она до 1940 года. Училось в школе от 200 - 300 детей и все получали религиозное образование, школа была 4-х летней. В церкви было два хора из 50-70 человек, в настоящее время один хор около 8 человек Первая церковь просуществовала до 1960 года. С 1955 г. в ней находился склад для зерна. Позже она была разобрана для строительства клуба в д. Остров. Для нужд верующих было отдано помещение верующей семьи в виде частного дома. В нём проходили богослужения до 1990 г.

Новая церковь, ныне действующая, построена и освещена в 1990 г. Настоятелем церкви с 1997 г. является о.Владимир Янчесов. Церковь существует за счёт пожертвований прихожан. При церкви имеется Крестилка, в ней находится воскресная школа, в школе обучаются местные дети.

 

История Городецкой церкви Успения Пресвятой Богородицы

С историей государства Киевской Руси, Русской православной церкви неразрывно связана история Городецкой церкви нашего района. В Национальном историческом архиве Беларуси сохранились некоторые сведения из истории Городецкой церкви Гомельской епархии.

В сложившихся тяжёлых исторических условиях для белорусского народа в прошлые века в местечке Городец существовали братства. Молитвы проходили в частных домах. Здание церкви впервые было построено в 1760 г. помещиком Холецким. Земли при церкви было: усадебной -- 3 десятины, сенокосной - 3, пахотной -- 30. Обрабатывали землю местные крестьяне. Священник жил в доме при церкви, дьячок, пономарь и просфорня в нанятых квартирах. По штату 5-го класса на содержание священнослужителей отпускалось: священнику - 140, дьячку - 40, пономарю -32, просфорне 24 рубля серебром. Ближайшая к Городецкой церкви Святская находилась в восьми вёрстах, расстояние до Благочинной церкви (г. Рогачёв) составляло 40 вёрст. В приход Городецкой церкви входило: местечко Городец ( помещица Дробильская) с числом душ - мужских 140, женских 138; фольварок Ветка в пяти вёрстах с числом душ - мужских 24, женских 43; фольварок помещика Богдановича православного вероисповедания с числом душ: дворовых 23, крестьян 50, деревня Грабье (помещица Окинчицова) в пяти вёрстах с числом душ дворовых 18, крестьян 50; деревня Церковье (помещица Озерская) в двух вёрстах с числом душ дворовых 14, крестьян 47, в этой же деревне имение помещицы Малзиевской с числом душ - дворовых 8, крестьян 34, в этой же деревне имение помещицы Анны Абакумовой с числом душ - дворовых 12, крестьян 36; фольварок Стрелки в двух вёрстах (помещица Малофеева) - дворовых 46; деревня Большие Стрелки в трёх верстах - крестьян 368; деревня Малые Стрелки в трёх вёрстах - крестьян 298; деревня Каменка в пяти вёрстах -крестьян 154.

Священником церкви был Иоанн Бруевич, дьяком Григорий Гилибовский, пономерём Никифор Хруцкий, благочинным священником Павел Высоцкий.

Новое здание ныне существующей церкви было принято по акту 12 января 1864 года, подписанному губернатором Могилёвской губернии Беклемишевым. Служба в церкви продолжалась. Христианская вера распространялась, входила в сознание и души прихожан.

По воспоминаниям прихожан, ныне живущих, известно, что в конце 20-х годов прошлого века священником в церкви был Даниил. Его три сына служили в милиции г. Рогачёва. Даниил остригся. Прихожане не пошли в церковь. Даниил уехал.

В 1930 г. прихожане Силькевич Василий и ляхов Онуфрий ездили в Кисво-Печерскую лавру и привезли оттуда игумена Василия. Через месяц его арестовали якобы за агитацию против колхозов.
Те же прихожане снова съездили в Киев и привезли священника Емельяна и дьякона Митрофана. Отца Василия освободили из-под стражи. Но прихожане церкви поддержали Емельяна и Митрофана. Отец Василий принял приход в д. Николаевка Буда-Кошелевского района.

Служба продолжалась до 1937 года, затем церковь была закрыта, священники арестованы. Это был период невиданного гонения на церковь Христа, служители веры Христовой зверски уничтожались. В Городецкой церкви было сломано внутреннее оборудование, храм превратили в колхозный амбар для зерна.

После Великой Отечественной войны до 1957 года в церкви служил священник Павел Иванович Балбеко. В это время здание церкови было обшито досками, окрашено. Отец Павел умер по старости лет и похоронок в д. Семиновка (ныне Городец).

С 1957 по 1965 год служителем церкви был отец Мосеюк, которого потом перевели в церковь д. Дворец нашего района.

В 1965 г. из епархии прислали о. Владимира. Он служил до 1982 г.. затем уехал на родину, в Крупский район Минской области, где и умер.

С 1982 по 1996 год в церкви служил о. Михаил. При нём был сделан капитальный ремонт здания, проведено центральное отопление от котельной Городецкой средней школы. Тяжёлая болезнь вынудила о. Михаила оставить службу (умер в родной деревне Старый Кривск в 1999 году).

В марте 1996 г. службу стал нести присланный из епархии о. Григорий. Снова был сделан капитальный ремонт церкви за счёт пожертвовании прихожан более 30 миллионов рублей. В 1999 году за счёт средств прихожан- 300 миллионов рублей - установлен новый колокол.

Городецкая церковь выдержала все испытания временем, событиями. Выстояла. И несёт людям веру, надежду, любовь, пробуждает людей от греха.

История Довской церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Здание Довской церкви Покрова Пресвятой Богородицы было возведено в 1864 г. До этого времени центр духовной жизни находился в д. Малашковичи. В 1860 г. здесь был священнослужитель Антоний Юркевич.

Почтовая станция в эти годы находилась в д. Ямное. Но в 1 860 г. её перенесли в д. Довск, так как он находился на перекрёстке торговых путей. В этом же году в д. Малашковичи сгорела церковь. После восстания 1 863-1 864 г. правительством были выделены средства для строительства православных храмов по всей территории Белоруссии. В рамках этой программы были выделены средства и на возведение храма в Малашковичах, но местные власти решили построить его в Довске, они объясняли это тем, что Малашковичи бесперспективная деревня.  

Неразрывно с историей Довской церкви связана история церкви Николая Чудотворца в Ст. Кривске, объединил их судьбы о. Артемий. Не лёгкие выпали испытания на долю этого человека.

Артемию (1891) легко давалась учёба. Когда он хорошо окончил школу, педагогические, а затем и фельдшерские курсы, его отправили на работу в Смоленскую губернию во Всеславский район в качестве учителя. В своих воспитанниках он видел образ Божий и не только обучал их грамоте, но и научал жизни духовной. Без церкви жизни своей Артемий не мыслил и всё свободное время проводил в храме. Он был красив, с хорошим голосом, и местный священник предложил ему стать псаломщиком. Дружба с семьёй батюшки оказалась судьбоносной. У него он познакомился с Машей, которая была прислугой в этой семье и влюбился. Чувства переросли во взаимную привязанность и любовь. В 1912 г. они стали мужем и женой. В 1915 г. родилась дочь Валентина, потом сын Евгений, дочь Анна. В заботах о семье Артемий полагался на волю Божию. С согласия жены стал диаконом, а потом и священником. Служить его благословили в Довск.

Трудными были 30-е годы для церкви. Атеистическая вакханалия достигла апогея: храмы закрывались, священнослужители уничтожались. Волна репрессий докатилась и до провинции. Однажды после совершения литургии к о.Артемию пришли оперуполномоченные и тут же в храме его арестовали. Суд приговорил его к 8-ми годам лишения свободы и принудительным работам. Семью раскулачили: забрали всё имущество, даже с детей сняли зимнюю одежду, напугав их угрозами последовать за отцом. О. Артемий тяжело страдал за свою семью, к переживаниям вскоре добавилось и физическое истощение. В лагере ему приходилось дробить камни и возить их на тележке. При недоедании, отсутствии медицинской помощи, надежды на то, чтобы выжить, у него не оставалось. Каждый раз, когда он падал на тележку обессиленный, боялся, что надсмотрщики его добьют. Но Богу было угодно, чтобы он выжил. Измученного от непосильных трудов, его едва узнал товарищ по фельдшерским курсам. Он обещал устроить о. Артемия на освободившееся место фельдшером и тем сохранил ему жизнь. О лучшем враче заключенные и не мечтали. У о. Артемия всегда находилось время не только оказать человеку медицинскую помощь, но что ещё более важно -поддержать духовно. Молитва давала силы о. Артемию выжить, способствовала болеющих и приближала время встречи с семьёй. За образцовое поведение ни в чем не повинный о. Артемий был досрочно, на 1,5 года раньше освобожден. Дети к тому времени выросли. Хотелось жить и забыть о плохом. Но тут неожиданно обрушилась страшная общая беда. Началась Великая Отечественная война. О. Артемий вместе с прихожанами привел в порядок Довскую церковь, и начали служить. Список поминаемых усопших увеличивался каждый день. Сердце о. Артемия надрывалось от человеческого горя. Послужить же своему народу он мог молитвой, и она не сходила с его уст ни днём ни ночью. Но едва успели залечить раны, поднять города и сёла из руин, как опять власть начала наступление на церковь.

В 50-е годы в Довске вновь закрыли храм. О. Артемию разрешили служить в Старом Кривске. Церковь здесь использовали как складское помещение, немцы держали скот, поэтому пришлось немало потрудиться. Рассчитывать на помощь властей было не возможно, но люди верующие помогали, чем могли. Вскоре Старый Кривск сделался центром духовной жизни всей округи. Сюда, на службу к о. Артемию, приходили старики и женщины, искали у духовника утешения и наставления. После смерти жены о. Артемий тайно в Псково-Печерском монастыре примет схиму и в ангельском чине отойдёт в вечность - в 1974 году. Надпись на его могиле гласит: «Здесь покоится наш любимый иеросхимонах о. Артемий.

   
 Отец Артемий  Могила отца Артемия

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы д. Болотня

С южной стороны д. Болотня протекала речка Гутлянка, а вокруг находились непроходимые болота. На восток от деревни находится древнее поселение, которое называлось Городок (исторический памятник, относящийся к последнему периоду железного века). Сама же деревня была расположена на месте, где сейчас находится мехдвор и параллельно улице Ленина. Примерно в 1830 г. в предпосхальную субботу случился пожар т. к. весна была сухая и вся деревня выгорела, потому что дома раньше стояли вплотную друг к другу. Причиной пожара стал жар, который кто-то высыпал на улицу, вытопив печь. В тот вечер был сильный ветер и от жара загорелся дом, и от дома все остальные.

После пожара деревню перенесли выше, где и находится сейчас улица Ленина. Раньше эту улицу называли старой. В конце старой улицы было расположено кладбище. Когда начали строить новую улицу, кладбище перенесли за деревню, где оно сейчас и находится, по Старой дороге.
На старом месте кладбища, примерно в 40-х годах построили церковь. Эта церковь стояла раньше в Журавичах, но так как там жили жители польского происхождения, православной церковью они не пользовались, а молились в костёле в Старых Журавичах. Поэтому церковь перевезли в деревню Болотня.

По архивным данным церковь Покрова Пресвятой Богородицы была основана в 1889 г. До настоящего времени здание не сохранилось. На 1910г. церковь имела приход, общ. п. 4151; дер. 8; церковной земли 36 д. Священнослужителем был Симеонъ Ольшевский. По словам местных жителей, до революции 1905г. деревня горела три раза, говорят, что это божье наказание за то, что люди работали в Лазареву  субботу.

Трудными были 30-е годы для церкви.

Атеистическая вакханалия достигла апогея: храмы закрывались, священнослужители уничтожались. Не обошла эта беда и Болотнянскую церковь. В 1937г. власти приказали вынести звоны и святыню, а в здании церкви основали клуб.

В 1941 г. церковь снова начали восстанавливать: на деревьях сделали звонницы из гильз, собрали святыню. После войны здание церкви использовали как спортзал и школьный буфет.

В 1965 г. поступил приказ разбурить церковь (в то время председателем колхоза был Сохно В.И.) Когда жители деревни узнали об этом, то отказались принимать участие в этом греховном деле. И председатель пригласил рабочих из Рогачёва. Ночью он взял у батюшки ключи от церкви, и до утра была вывезена вся святыня. Сейчас часть её находится в Довской и Старокривской церквях. Церковь разбурили до фундамента, он не как не поддавался так и оставили. Из брёвен церкви построили в д. Цегельня клуб, в настоящее время он не работает.

В 1976 г. студенты из Светлогорска захотели построить на месте церкви танцплощадку. И во время строительных работ наткнулись на захоронение. Жители деревни, говорят, что это захоронение первого священнослужителя церкви.

Возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы началось 14 октября в 1995 г. Большую помощь в строительстве храма местным жителям оказал их земляк, Войтенков Н.Г. - председатель облисполкома. В это же время прихожане общими усилиями основали молитвенный дом, куда из Рогачёва привезли святыню (до настоящего времени это здание не уцелело).

Есть у прихожан Болотнянской церкви ещё святые места, о которых они не забывают. Одно из них - Святая криница, на берегу которой находится каплица. Существует поверье, что святой её считают потому, что жил здесь некогда в лесной глуши монах. Вода в кринице чистая и прозрачная и люди верят, что обладает она чудотворным действием.

100 лет БССР
Государственная регистрация (ликвидация) субъектов хозяйствования и общественных организаций
Cвабоднае слова
II ЕВРОПЕЙСКИЕ ИГРЫ
75-й гадавіне вызвалення Гомельшчыны ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў прысвячаецца
Помогут
Совет
Гомельский экономический форум
Освобождение Рогачева
Фонд
Указ 345
Тихиничи
Белорусский детский хоспис
Содействие занятости населения
Белорусская нотариальная палата
Рогачевский православный сайт
ЕГР
Земельные участки
ЛИНИЯ SMS-СООБЩЕНИЙ
На слиянии Днепра и Друти
РЦРБ
Федерация профсоюзов Беларуси
Луч
БЕЛАЯ РУСЬ
Рогачевский зональный ЦГЭ
Рогачев
gomeloblim.gov.by
ГУЗ
Цель 99
tops.gpk.gov.by
Предприниматель года
МЧС
Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
Интернет-ресурсы